«Доверяй, но проверяй» – это древнее латинское изречение кардинально меняет форму, когда дело касается телефонных СМС и звонков, с помощью которых мошенники выманивают деньги у доверчивых граждан. Это тот случай, когда следует всегда проверять и никогда не доверять. Основная целевая группа телефонных мошенников – пожилые люди, которые в силу состояния здоровья, высокой тревожности и доверчивости скорее расстанутся с некоей суммой, чем будут разбираться, достоверна ли информация, поступившая на мобильный телефон. Сегодня мы расскажем о методах телефонных попрошаек и способах защиты от них.
«Бабушка, кинь деньги на телефон!..»
Остается только удивляться, насколько стремительно, с огоньком развивается неувядающий процесс сравнительно честного изъятия денег у населения! Телефонное мошенничество – явление отнюдь не новое. Об этом достаточно много писали и говорили в СМИ, тем не менее, появляются все новые изобретения.
Обычно обманутые граждане стараются не связываться с полицией, ибо деньги, с которыми они расстаются, часто сравнительно небольшие. Однако если помножить их на число жертвующих в пользу преступников, можно жить сравнительно безбедно.
Простейший вариант следующий. Клиенту приходит СМС с текстом: «Бабушка (мама), положи деньги…» и номер телефона. В отдельных случаях предлагают позвонить по неизвестному номеру. Или неизвестный абонент присылает СМС с вопросом: «Ты где?», а любой ответ влечет за собой списание со счета денежных средств. Некоторые мошенники пытаются испугать текстами следующего содержания: «Попал в автокатастрофу…», «Нахожусь в полиции (больнице)…», «Попала в тяжелую ситуацию…».
«Поздравляем! Вы выиграли!»
Другой распространенный способ «честного» изъятия наличности – предложения участвовать в конкурсах, лотереях, розыгрышах каких-то немыслимых призов. Вариантов несколько: вам предлагают ответить на довольно простой вопрос. Отсылая правильный ответ, можете не сомневаться: ваш номер уже «выиграл», и в следующем СМС вы получите «адрес, куда надо явиться, чтобы забрать подарок».
А вот еще один вариант, на который часто попадаются граждане самого разного возраста. Приходит СМС: «Ваша карта заблокирована по техническим причинам. Для разблокировки пошлите такой-то текст на следующий номер…». Для достоверности обманщики прописывают номер телефона «сотрудника банка» − «для уточнения информации». Абонентами являются подставные мальчик или девочка, которые убеждают жертву следовать всем инструкциям по мнимой разблокировке кредитной карты. Дисциплинированный пользователь послушно делает то, о чем его просят, и благополучно перечисляет свои деньги на подставной счет.
Психология работает
Иные мошенники идут более сложным путем. Понимая, что далеко не все пожилые люди свободно принимают и отсылают СМС (часто по сугубо клиническим причинам), они звонят пенсионерам лично. Эти люди в совершенстве обладают навыками убеждения, при этом используя различные психологические техники − например, ссылку на «срочность» («неотложность») вопроса. Обманщики стараются захватить «объект» врасплох, не дав ему осмыслить происходящее.
Порой в ход идет адресность звонка. То есть мошенники уже обладают некими сведениями о клиенте или его родственниках (базы данных свободно гуляют в Сети, доступ к информации – не проблема). Высшим пилотажем считается имитация голоса, схожего с голосом того или иного родственника. Пожилые люди могут и перепутать. К примеру, «внучка» звонит и просит бабушку положить деньги на счет, ибо попала в «безвыходное» положение. При этом девушка сообщает те или иные детали. Кстати, убедительными деталями могут владеть, к примеру, одноклассники (однокурсники) настоящей внучки.
К наиболее серьезным (в плане потерь) относится так называемый «звонок из поликлиники». Пожилому человеку звонят якобы из медучреждения, представляясь, например, лечащим врачом. Далее следует устрашающая информация о плохих анализах, каком-то пугающем диагнозе, необходимости срочной операции. После того как клиент растеряется, ему сообщают, что в данный момент очередь на операцию расписана, но можно внести некую сумму «для внеочередного обслуживания».
Будьте бдительны!
Предупрежден − значит вооружен! Итак, что нужно помнить, чтобы защититься от телефонных преступников:
- К любому СМС с неизвестного номера, независимо от его содержания, следует относиться критически. Если дело касается ваших близких, перепроверьте информацию, уточните, не пришло ли им аналогичное сообщение.
- Любая лотерея, любой выигрыш, любая просьба просто перезвонить на неизвестный номер – это попытка вас обмануть.
- При непосредственных звонках досконально выясняйте ситуацию, переспрашивайте, уточняйте − тяните время. Мошенники этого не любят: изменится интонация голоса собеседника, ваши вопросы начнут игнорировать. Если такое происходит, смело вешайте трубку.
- Если голос позвонившего похож на голос вашего родственника, задайте ему ряд уточняющих вопросов, ответы на которые посторонние люди знать просто не могут. Это касается любых мелочей. Нежелание отвечать должно вас насторожить.
- Не предоставляйте никаких личных данных по телефону, даже если абонент представился официальным посредником серьезного учреждения. Вместо этого выясните адрес офиса, куда следует подъехать, должность и контактное лицо. То же касается любых страшилок медицинского характера. Уточните, кто конкретно вам звонит, перепроверьте информацию через регистратуру. Настаивайте на личном появлении, чтобы ознакомиться с письменными результатами анализов.
Если вы все-таки стали жертвой преступников, постарайтесь донести эту информацию до правоохранительных органов. Не пожалейте времени − сходите в отделение полиции и напишите заявление, ведь мошенники очень рассчитывают на ваше молчаливое согласие с обманом.
Олег Дорофеев